Ганнибал: восхождение [2007] Hannibal Rising Ганнибал 4 / Hannibal 4 (США: рабочее название) Ганнибал Лектер - истоки зла / Hannibal Lecter - Les origines du mal (Франция) The Lecter Variation: The Story of Young Hannibal Lecter (рабочее название) Изменения Лектера / The Lecter Variations (США: рабочее название) Юный Ганнибал / Young Hannibal (США: рабочее название) Производство: Франция, Великобритания, США Жанр: драма, триллер Тип: полнометражный фильм, 117 мин. Премьера: 07.02.2007 Премьера в РФ: 08.02.2007 Режиссёр: Питер Уэббер В ролях: Ли Гонг, Ингеборга Дапкунайте и другие Автор оригинала: Томас Харрис Краткое содержание: Три самых ярких эпизода из жизни будущего каннибала: детство в Литве, 10 лет работы в послевоенной Франции и, наконец, переезд в Северную Америку. Что оказало тлетворное влияние на психику молодого Ганнибала Лектера (Гаспар Ульель)? Какие события открыли в нем циничного и безжалостного людоеда? Как врач-психиатр сумел перейти грань, отделяющую нормального человека от душевнобольного?.. Рецензия: «Приквелы» крайне редко оказываются удачными с художественной (но не с коммерческой) точки зрения. Число же таких произведений, ставших событием в масштабах мирового кинематографа, можно и вовсе пересчитать по пальцам. В данном конкретном случае настораживало ещё и то обстоятельство, что зрителям предлагается предыстория фильма1, одним из важнейших составляющих которого была атмосфера таинственности и недосказанности. Или, не исключено, принципиальная невозможность самого приближения к разрешению затрагиваемых проблем, не говоря уже о постижении истинной природы странных отношений, сложившихся у агента ФБР с сидящим за решёткой маньяком-убийцей. Зачем? К чему по-американски раскрывать все карты, указывая характеристики вплоть до2 имени, адреса и места работы главных действующих лиц?.. К счастью, опасения насчёт того, что восьмидесятивосьмилетний Дино Де Лаурентис, вернувшийся после пятилетнего отсутствия, допустил столь серьёзную оплошность, не подтвердились. Этот маститый продюсер ещё до того, как перебрался в Голливуд и даже стал одним из крупнейших киномагнатов родной Италии, получил известность благодаря сотрудничеству с мэтрами уровня Роберто Росселлини и Федерико Феллини. И потому – едва ли мог прельститься исключительно денежной стороной вопроса. Не случайно и то, что для адаптации собственного одноимённого романа3 им был впервые привлечён писатель Томас Харрис, который, судя по всему, также не страдает от недостатка творческих амбиций. Каким же оказался результат? А таким, что картину «Ганнибал: восхождение» при всём желании решительно не поставишь в один ряд с прочими типичными в своей безликости и прямолинейности экранными предысториями. Такими, как, например, недавняя «Техасская резня бензопилой: начало» /2006/ Джонатана Либесмана – эпопея о годах ученичества другого психопата и душегуба. Прежде всего авторам хочется выразить благодарность за такт, проявленный в первой части повествования – при обращении к тематике, столь неоднозначной из политических и идеологических соображений. Создатели фильма не убоялись пойти вразрез со стереотипами Запада, явно попустительски относящегося к громким акциям прибалтийских стран по «восстановлению исторической справедливости». Так называемые борцы за независимость Литвы изображены максимально бескомпромиссно. Даже возникает – особенно поначалу – ощущение, что антифашистский пафос ценен в картине сам по себе, а вовсе не в качестве иллюстрации (фрейдистского толка) к феномену Лектера. Судьба юной сестры Ганнибала по имени Миша, съеденной, дабы выжить, осатаневшими местными мародёрами, ранее завербованными нацистами, страшна независимо от того, как это потом аукнулось в благополучных США. Нет в картине, вопреки отдельным неточностям и всё-таки спорным допущениям, и выпадов против СССР. Более того, солдаты Красной Армии, облачённые в белые маскхалаты, представляются, спасая от верной гибели юного Ганнибала, едва ли не ангелами – и пусть это звучит несколько двусмысленно в контексте всего киносериала. Показательно и то, что события, развёртывающиеся во Франции, видятся не менее острыми. Предпринимаемые чуть подросшим Лектером попытки избавления от давящего бремени прошлого, в том числе предельно жестокими средствами, вовсе не воспринимаются такими уж экстраординарными на фоне поступков иных людей. И не только жены покойного дяди, леди Мурасаки Сикибу, чья семья погибла при ядерной бомбардировке Хиросимы. Даже инспектор Попиль, занимающийся расследованием военных преступлений, в какой-то мере понимает Лектера, поскольку и у него самого близкие погибли от рук приспешников профашистского режима Виши… Всё это небезынтересно и в чём-то даже неожиданно для, казалось бы, типичного триллера. В данном отношении знаменательно, что именно в французский прокат картина вышла под названием «Ганнибал Лектер – истоки зла». Однако символично и то, что американский (точнее, англоязычный, предназначенный для международного проката) подзаголовок звучит принципиально иначе – «Восхождение». Питер Уэббер4, конечно, уделяет огромное значение новым аспектам личности Лектера. И не только обрушившимся на психику юного Ганнибала социально-историческим катаклизмам, коими было до чрезвычайности богато XX столетие – век-волкодав, по точному эпитету Осипа Мандельштама. Не последнюю роль в становлении мировоззрения Лектера сыграла японская философия воина, приоткрывшаяся своему дальнему родственнику в процессе общения с леди Мурасаки. Так что самурайский шлем, в котором он фигурирует на рекламных плакатах, имеет мало общего с масками других экранных маньяков – вроде Майкла Майерса или «хоккеиста» Джейсона. По мысли авторов, такова подлинная диалектика формирования сознания будущего скандально известного «Каннибала». Почти ницшеанского Сверхчеловека, свободно воспаряющего над обывательской моралью, и вместе с тем – недочеловека, сущее исчадье ада… Одним словом, всё бы хорошо, если б не удручал относительно слабый актёрский ансамбль. Причём не столько исполнители со второго плана, подобранные большей частью по типажному признаку. И даже не китаянка Ли Гонг, изображающая носительницу японской культуры. Гораздо хуже, что невыразителен двадцатитрёхлетний Гаспар Ульель, которому для достижения мастерства Энтони Хопкинса, сдаётся, предстоит пройти ещё не один круг восхождения.
|